ЛИЕПА Марис - ЛИЕ́ПА Марис-Рудольф Эдуардович (27 июля 1936, Рига - 26 марта 1989, Москва), российский артист балета, балетмейстер, педагог. Народный артист СССР (1976). Ленинская премия (1970). Премия имени Вацлава Нижинского (см. НИЖИНСКИЙ Вацлав Фомич) Парижской академии танца (1971). Премия имени Мариуса Петипа (см. ПЕТИПА Мариус Иванович) (1977, Париж).
Учился в Рижском хореографическом училище (педагог В. Т. Блинов). В 1955 окончил Московское хореографическое училище (педагог Н. И. Тарасов). В 1956-60 в Московском музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Исполнил партии: Зигфрид («Лебединое озеро» П. И. Чайковского), Лионель («Жанна д"Арк» Н. И. Пейко), Феб («Эсмеральда» Ц. Пуни, Р. М. Глиэра, С. Н. Василенко), Конрад («Корсар» А. Адана). В 1960-84 ведущий солист Большого театра. Первый исполнитель партий: Юноша («Ночной город» на музыку Б. Бартока), Георгий («Страницы жизни» А. М. Баланчивадзе), Ферхад («Легенда о любви» А. Д. Меликова), Красс («Спартак» А. И. Хачатуряна), Вронский («Анна Каренина» Р. К. Щедрина), Солист («Эти чарующие звуки…» на музыку А. Корелли, Дж. Торелли, Ж. Рамо, В.-А. Моцарта). Среди его лучших партий в Большом театре: Ленни («Тропою грома» К. Караева), Вакх («Вальпургиева ночь» Ш. Гуно), Альберт («Жизель» А. Адана), Зигфрид («Лебединое озеро»), Дезире («Спящая красавица», оба Чайковского), Красс («Спартак», Хачатуряна), Ромео («Ромео и Джульетта», Каренин («Анна Каренина» Щедрина), Принц Лимон («Чиполлино» К. С. Хачатуряна). В Ленинградском ансамбле под руководством Б. Я. Эйфмана с блеском исполнил партию Рогожина («Идиот» на музыку Чайковского). Снимался в телебалетах «Гамлет» на музыку Д. Д. Шостаковича (1969) и «Галатея» на музыку Ф. Лоу-Т. И. Когана (1977), в киноэкранизации балета «Спартак» (1976), в художественных фильмах как драматический актер - «Могила льва» (1972), «Четвертый» (1973), «Лермонтов» (1983); в телефильмах: «В одном микрорайоне» (1976), «Бенефис Людмилы Гурченко» (1978), «Миф» (1987). Его творчеству посвящены документальные фильмы «Я начинаю новый монолог» (1981), «А дольше всего продержалась душа…» (1990), «Свет его звезды» (1992).
В спектаклях Большого театра танцевал с лучшими балеринами этого времени - Майей Плисецкой (см. ПЛИСЕЦКАЯ Майя Михайловна), Ниной Тимофеевой (см. ТИМОФЕЕВА Нина Владимировна), Раисой Стручковой (см. СТРУЧКОВА Раиса Степановна), Мариной Кондратьевой (см. КОНДРАТЬЕВА Марина Викторовна), Екатериной Максимовой (см. МАКСИМОВА Екатерина Сергеевна), Наталией Бессмертновой (см. БЕССМЕРТНОВА Наталия Игоревна), Людмилой Семенякой (см. СЕМЕНЯКА Людмила Ивановна). Исполнительскому мастерству Лиепы была свойственна масштабность, драматическая насыщенность, редкая актерская выразительность, элегантность облика. Обладая виртуозной техникой, широтой и полетностью движений, мужественной манерой танца, он стремился к психологической правде, красноречивости каждого жеста. Галерея образов, созданных Лиепой, позволяет говорить о нем как об одном из величайших «танцующих актеров» балетной сцены. Вершина творчества Лиепы - партия Красса в «Спартаке» Ю. Н. Григоровича (см. ГРИГОРОВИЧ Юрий Николаевич), принесшая ему всемирную славу и открывшая новые грани дарования. Его внешне блистательный, властолюбивый герой, похожий на изваяния Октавиана Августа, становился олицетворением цинизма, зла, насилия, жестокости, грозной разрушающей силы.
На сцене Большого театра Лиепа возобновил хореографический шедевр М. М. Фокина (см. ФОКИН Михаил Михайлович) «Видение розы» на музыку К.-М. Вебера (1967, балетмейстер и первый исполнитель главной партии), вернув его русской сцене. Ставил танцы в драматических спектаклях, в кино и на телевидении. В 1963-80 преподавал в Московском хореографическом училище. В 1984-85 был художественным руководителем балетной труппы Софийского оперного театра. «Я хочу танцевать сто лет!» - название написанной артистом автобиографической книги (1981) и его жизненный девиз. Сын и дочь танцовщика - Илзе (см. ЛИЕПА Илзе Марисовна) и Андрис (см. ЛИЕПА Андрис Марисович), выбрав профессию отца, тоже стали солистами Большого театра.